?

Log in

No account? Create an account

Cообщество · Апикойресов


Добро пожаловать !

Свежие записи · Архив · Друзья · Личная информация

* * *
— Автор — сама ортодоксальная еврейка неолиберального толка, — продолжает Yoel Matveyev — Она руководительница правой сионистской организации, которая понимает феминизм как право доблестных солдаток Цахаля молиться с автоматом у Стены Плача и стрелять в арабов не хуже мужиков. Ее бесит то, что некоторые евреи ведут себя как четкие мусульмане, а мусульман надо, как известно, того. Я несколько утрирую, но не доверяю так называемому феминизму правых либералов...

Михаэль Дорфман Война против женщин в Израиле Ч.2
* * *
"Занд заклинает своих читателей, позволить ему не быть евреем; типа это должно быть его правом. В то же время, он дарит раввинам право определять, кто является евреем. Чтобы завоевать себе свободу быть тем, кем он захочет, но лишает свободы всех остальных, кто хочет оставаться евреями на своих собственных условиях". - это из рецензии Аншеля Пфефера в "Хаарец" на новую книгу Шломо Занда. Рецензия называется "Шломо Занд говорит светским евреям, что он нееврей и они тоже". Книги не читал пока, прочту напишу, если будет интересно.

То, что Занд дразнит всех - это правильно. Провокация помогает распространению знаний по еврейской и израильской истории и современности. Интересно другое, как его научно-популярные книги в некоторых кругах стали если не Пятым евангелием, то чем-то вроде Посланий апостола к Евреям и к Галатам Ну и от нелюбопытных евреев, каких у нас, увы, немало, тоже реакция, как на ап. Павла с учениками. Занда многое роднит с Павлом, вот только нет у него ни Петра, ни Учителя, ни Церкви. Даже если его самого распнут то церкви у него не получится.
* * *
* * *
Есть у меня железное правило — не говорить на различных дружественно-семейных обедах про религию или политику. Сколько не зарекаюсь, а постоянно попадаю, как кур во ощип.
– В этом нет никакого общественного интереса, – решил я оживить публику. – это частный случай, который стюардесса должна было тихо решить, и не становится в позу. Американцы десять лет подряд снимают туфли в своих аэропортах и проходят еще десятки различных бессмысленных процедур. В результате задержки на миллионы часов, а никто об этом не говорит.
И тут все заговорили разом, как умеют, наверное, только евреи...
* * *
Сказал Бог Аврааму:
умножу потомство твоё как звёзды неба и как песок на берегу моря

Невежественные толкователи почему-то решили, что оба числа ("количество звёзд неба" и "количество песка на берегу моря") - это одно и то же число. Однако, известно, что без телескопа на небе можно увидеть всего около шести тысяч звёзд. Детство Авраама прошло в Уре Халдейском, а халдеи были известными звездочётами - так что Авраам не мог не знать, что количество звёзд на небе не так уж велико; при этом количество песчинок действительно не поддаётся исчислению.

Противоречие устраняется, если предположить, что речь идёт о разных временах - т.е. в какой-то момент времени количество потомков Авраама будет равно количеству звёзд на небе, а в другой момент времени - как количество песчинок на берегу моря.

Но у этой фразы есть и более глубокий смысл, открывающийся в том случае, если мы перестаём воспринимать слово "как" в качестве существительного, а рассматриваем его в качестве указания на статус потомков Авраама:
  • Звёзды находятся в вышине; они недоступны людям, люди не могут на них повлиять; при этом они указывают людям дорогу и позволяют предсказать судьбу (напомню, что в первые дни твореняи Бог сотворил светила вовсе не как источники света, т.к. свет был сотворён ранее; светила были сотворены ради знамений).
  • Песок валяется под ногами, по нему ходят, его используют как расходный материал.


Отсюда легко синтезировать вывод:
  1. Пока количество потомков Авраама будет соответствовать количеству звёзд на небе - они будут властвовать над людьми.
  2. Когда количество потомков Авраама станет неисчислимо - люди будут обращаться с ними как с расходным материалом.
И этот вывод блестяще подтверждается тем, что евреи в Египте жили хорошо до тех пор, пока были малочисленны. А неприятности у евреев начались с того, что Фараон сказал:
стал народ Израиля многочисленнее и сильнее нас
* * *
* * *
— Что значит не зарезал?! Вы слышите?! Он не зарезал! Ему ничего нельзя поручить!
– Ой готеню, боже мой! Не смешите меня! Почему у всех мужья, как мужья, а у меня такой шлимазл!
– Подменили! Ему подменили, а! Лучше бы тебя, наконец, подменили! И зачем я с ним связалась, со шмоком! Загубила свою молодость! Надо было у Фараона оставаться в Египте!
– На козла, а?! Козла он мне тут приплёл! Небось, пошел забивать козла со своими собутыльниками, вместо того, чтобы делом заниматься!
– Бог?! Слышите, он вдруг бога вспомнил! Бедный твой бог! Эти три бездельника, его дружки, это и есть твой бог! У меня тут нажрались на халяву, да еще делали неприличные намеки! Надо было тебя выгнать в пустыню вместе с твоей шиксой и ее выблядком!...<читать дальше>

Мой дебоют в "Релеванте"

Михаэль Дорфман "И раскаялся Авраам"
* * *
* * *
Бригадный генерал Офер Винтер хвастался ультра-религиозной газете "Кикар Шаббат, что из-за веры в бога, его подразделение Гивати не понесло человеческих жертв. Через два дня пятеро солдат погибли в результате попадания минометного снаряда, а его офицер Адар Глезер попал в плен к силам самообороны Газы.
В интервью генерала говориться : ""Те, кто меня критиковал, никогда, видимо, не бывал в бою. На войне даже агностик встречается с Б-гом".
Тот, кто выходит на войну с именем Б-га на устах, и Б-гом в душе, вправе расчитывать на максимальную помощь Свыше. За три недели боевых действий "Гивати" не потеряли ни одного бойца, и раненых среди них тоже меньше, чем в других частях" (Перевод от Boruch Gorin).
Некануне вторжения в Газу Винтер опубликовал приказ, который невозможно перевести по-русски, не пользуясь терминологией джихадизма.
Израиль - страна маленькая, и знакомые служили с Винтером и под его командой. Мнений хороших о нем я не нашел, все больше говориться о его болезненной подозрительности, злопамятности, дурном командовании. Во время службы в спецназе "Сайерет Маглан" он завел своих людей на минное поле, за что, после долгих разбирательств был уволен на гражданку. Уж не знаю, по какому блату, но его вернули в армию, во всю поминающего бога (это с каких-то пор стало модно). Винтер дослужился до командования самой небоевой из боевых бригад израильской армии, занятой в основном на службе оккупации в Палестине, на охране тыла и флангов.
В общем, как говорит еврейский народ ман трахт, гот лахт - человек размышляет, а Бог смеется.
* * *
* * *
Вот текст главы.
Прочитаем канон внимательно, обращая внимание не только на то, что говорили персонажи, но и на то, кто именно сказал ту или иную фразу.

Итак, Корах собрал людей и пришёл к Моше и Аарону. Уже здесь мы видим, что никаклого бунта не было - ибо при настоящем бунте бунтовщики
  1. приходят с оружием;
  2. убивают, арестовывают или хотя бы разоружают верную властям охрану;
  3. захватывают ключевые точки (мосты, вокзалы, почту, телеграф, телефон);
  4. убивают или арестовывают руководителей прежней власти.
Корах же пришёл с абсолютно мирным разговором - при том, что двести пятьдесят сторонников было вполне достаточно для дворцового переворота, если бы Корах ставил перед собой такую цель и собрал людей, готовых к насилию.

Теперь внимательно читаем, что имено сказал Корах: "Почему возноситесь вы над обществом Господним?". Здесь речь явно не о выполняемых ими обязанностях священства: жертвы приносятся в Храме, вдали от людей; тогда как возвышение одного человека над другим происходит при их контакте. Возможно, здесь речь шла о кадровой политике назначения на ключевые должности родственников; или же речь шла о бытовых привилегиях, создававших неудобства для окружающих (ездили с мигалками). Корах не спрашивает "Почему именно Вы возвысились?" и не предлагает возвысить вместо них другого (в т.ч. себя); он выступает именно за равенство перед Богом.

При этом я вовсе не утверждаю, что Корах однозначно был прав. Дело в том, что во многих случаях бытовые привилегии предоставляются человеку именно для того, чтобы тот лучше выполнял свои обязанности; чтобы квалифицированный человек не тратил своё драгоценное время и не отвлекался на мелочи, которые может сделать кто-то другой, а качественно выполнял свою работу. В данном случае интереснее всего то, что происходит дальше.

Стал ли Моше объяснять Кораху причины своего возвышения? Нет, абсолютно нет!
Моше предложил Кораху экспериментальную проверку его претензий, что прямо пртиворечит заповеди "Не испытывай Бога." - т.е. прямо толкнул Кораха и его сторонников на нарушение заповедей. По-русски это называется "провокация".

Интересна и технология, с помощью которой Моше предлагает проверить претензии Кораха: воскурение. Почему бы не принести жертвы, как это сделал пророк Илиягу в споре со жрецами Ваала? Почему бы не посмотреть, чей посох зацветёт, как это быо сделано буквально на следующий день после гибели Кораха?
Моше прекрасно помнил, что некоторое время назад сыновья Аарона Надав и Авигу попытались самостотельно совершить незаповеданное воскурение и погибли. Поэтому он и выбрал именно воскурение в надежде, что результат будет аналогичный - и выиграл.

Но почему Надав и Авигу сгорели, а Корах и его соратники провалились под землю? Я вижу две возможные причины:
  1. Надав и Авигу были пьяные, тогда как Корах и его соратники перед воскурением вина не пили.
  2. Надав и Авигу взяли смечь для воскурения из той же ёмкости, из которой брал их отец, тогда как Корах и его соратники сделали состав для воскурений сами.
(Кстати, в истории с гибелью Надава и Авигу есть ещё одна интересная деталь: запрет пить хмельное был дан Аарону и его наследникам уже после того, как Надав и Авигу сгорели. Такое ощущение. что автор этого запрета не знал, что алкоголь на рабочем месте может привести к аварии и даже к катастрофе.)

PS: История с Корахом является отличным прецедентом, с помощью которого начальник, нахапавший себе привилегий, может принуждать недовольных к молчанию. Вместо того, чтобы ответить по сути, начальник может сразу сослаться на эту историю, намекая оппоненту на возможность смерти.
Соотвественно, любой человек, собирающийся критиковать начальника, должен приготовить контраргументы. Самый простой (не требующий особых знаний) - поинтересоваться, с какой стати начальник приравнивает себя к Моше. Более сложные аргументы заключается в примерах того, как пророки критиковали царей.

Я практически уверен, что Виленский Гаон, накладывая херем на хасидов, называл в числе аргументов судьбу Кораха. Было бы крайне интересно найти текст того херема и сопровождавшие его документы (письма, докладные записки, публикации в прессе) и проверить мою гипотезу.
* * *
Дорогие друзья, за бурными и печальными политическими событиями мы не всегда успеваем обратиться к неисчерпаемой мудрости Торы, что грустно. Поэтому спешим восполнить пробел.
На прошлой неделе мы изучали главу Эмор, где содержится очень много требований к первосвященнику. В самом деле, первосвященник предстоит перед Б-гом, и должен быть во всех отношениях мужчиной видным.
Поэтому Тора в Лев.21:18-20 требует, чтобы первосвященник был красивым и представительным: например, чтобы он не был горбатым (в Таргумах Ионатана и Иерусалимском на Ваикра 21:20 слово "гибен" (горб) толкуется как требование к бровям – не быть слишком большими и густыми, а в Мишна Бехорот 43б – как требование к наличию несросшихся бровей на обоих глазах ), лысым, карликом (в Синодальном переводе слово "дак" переведено почему-то как "сухой член" (21:20), но об этой важной части мужского организма речь пойдет дальше), слепым или косым, с целыми руками и ногами, здоровой кожей. У него должен быть красивый нос, и вообще он не должен быть "деформированным" ("саруа") или "уродливым", как решили авторы Синодального перевода.
Насчет последней дефиниции мудрецы спорили, что бы это могло значить: выдвигались предположения, что у него не должно быть шести пальцев, двух хрящей в ухе, чтобы один глаз был не больше другого и одна нога не длиннее другой, чтобы глаза не были большими, как у теленка, а уши не были похожи на губки. Ну и еще первосвященнику предъявлялась куча требований, растянувшихся на довольно длинный текст (Мишна, Бехорот 7:1-7), некоторые из них довольно невкусные. Ну и очень важно, конечно, чтобы, как у настоящего мужчины, у него были яйца ("неповрежденные ятра", как изящно сказано в Синодальном переводе). В Мишне обсуждаются необходимые требования к последним (Бехорот 7:5), которые мы, на всякий случай, опустим.
Ну и конечно же, первосвященнику, помимо прочих требований, следует правильно жениться. В Ваикра 21:7 перечисляются требования к его избраннице – помимо прочего, она не должна быть разведенной, распутной и одновременно должна быть девственницей. Требование быть девственницей и не быть распутной вовсе не дублируют друг друга – мудрецы прекрасно понимали, что девушка до брака, может, например, практиковать альтернативные виды секса, формально оставаясь девственницей.
Всякие варианты возможного поведения незамужней девушки применительно к браку с первосвященником породили многочисленные обсуждения.
Остановимся только на одной актуальной дискуссии (Хагига 14б): может ли первосвященник жениться на беременной девственнице? Об этом ученику спросили мудрого Бен Зома.
В чем тут проблема? С одной стороны, первосвященник, как было сказано выше, обязан жениться на девственнице. Но нигде не сказано, что ему запрещено жениться на беременной. У простодушных читателей может возникнуть вопрос, а как это девушка способна забеременеть, оставаясь девственной, т.е. не имея половых контактов? И тут наши мудрецы оказались прозорливыми, на много веков предвидя споры современной науки.
Так, ученые давно ломают голову, возможен ли у женщин партеногенез, подобно тому как он имеет место у некоторых видов животных и растений (пчелы, рыбы, отдельные виды птиц, а чаще всего членистоногие) – когда неоплодотворенная яйцеклетка самостоятельно начинает делиться и зарождается плод. Из всезнающей прессы вроде бы даже известно, что ученые из Института развития клеточной технологии (Массачусетс США) получили полноценные эмбрионы из неоплодотворенных яйцеклеток у 4 из 28 испытуемых макак.
В прессе также ходят упорные слухи, что известны случаи и у homo sapience, когда под влиянием стрессовых ситуаций, высоких температур и в других экстремальных ситуациях женская яйцеклетка тоже может начать делиться, будучи не оплодотворенной, хотя в 99, 9% случаев она вскоре погибает. Но ведь остается 0.1% , согласно всемогущему Интернету!! Так, по некоторым данным, в истории известны 16 случаев своего рода "непорочного зачатия", имевшие место в Африке и странах Европы. Впрочем, любителям объяснять библейские чудеса, и в т.ч. "непорочное зачатие" девы Марии, естественно-научными причинами, рано радоваться: эмбрион содержит только женские хромосомы и в результате такого зачатия может родиться только девочка (видимо, поэтому, по рассказу моей знакомой – экскурсовода из Эрмитажа, одна провинциальная дама, насмотревшись на живопись эпохи Возрождения, изумленно просила: "А почему на руках у мадонн всегда мальчик, а не девочка?").
Существуют даже два душераздирающих исторических примера такого необычайного события. В одном итальянском монастыре XVII в. монахини начали беременеть одна за другой. И многочисленным церковным комиссиям, искавшим виновников в соседней деревне, подземный ход в соседний мужской монастырь и т.д., ничего обнаружить не удалось. Зато выяснилось, что рядом действовал вулкан, от чего земля вибрировала и, вероятно, создавала ту особую стрессовую ситуацию, когда яйцеклетка начинала делиться.
Другой пример относится уже к нашему времени. В супермаркете в Глазго все кассирши, сидевшие на кассе №7, начинали беременеть: замужние, разведенные, бесплодные, молодые, старые… Оказалось, что через кассу № 7 проходила волна вибрации, вызванная работой японской бетономешалки, что и привело к такому же результату, как в монастыре. В любом случае, залетевшие девушки, имейте в виду: в напряженном разговоре с мамой и папой вы всегда можете сослаться на японскую бетономешалку.
Но вернемся к Талмуду. Мудрецы, конечно, до идеи партеногенеза не добрались: все же какое-то участие мужчин, хотя и косвенное, они не смогли отрицать. Но именно косвенное: так, отвечая ученикам, Бен Зома допустил, что девушка могла забеременеть без сексуального контакта, от семени мужчины, принявшего ванну непосредственно перед ней. И в этом случае она может выйти замуж за первосвященника, поскольку все условия выполнены. Но был возможен и другой случай. Один из величайших вавилонских мудрецов, Шмуэль, обладал необычайной способностью осуществить полноценный сексуальный акт и зачать ребенка, не разрывая девственной плевы девушки. Как ему это удавалось, известно только одному Б-гу. Но в этом случае девушка уже не могла выйти замуж за первосвященника, поскольку в результате контактов с рабби Шмуэлем считалась бы распутной.
Как же разрешил Бен Зома сомнения учеников? В пользу разрешения на брак первосвященника с беременной девственницей, объяснив свою позицию следующим образом: необычайным талантом Шмуэля обладает лишь ничтожное число мужчин, и поэтому такой способ забеременеть крайне маловероятен, в отличие от другой указанной возможности… Вывод Шмуэля может показаться спорным, но зато живым и действенным, как жива и действенна наша алаха.
Существуют еще целый ряд дискуссий на предмет различных обстоятельств сексуального характера применительно к браку первосвященника, но я их не буду упоминать, поскольку от них у простодушного читателя волосы встанут дыбом – чего не хотелось бы в силу и так имеющего место нынешнего нервно-политического напряжения и повального схождения с ума пользователей социальных сетей.
До следующих встреч на страницах Вечной книги.
от Юрий Табак
https://www.facebook.com/yuri.tabak.7/posts/715800615139471
* * *
* * *
Сегодня каббала прочно вошла в мейнстрим не только ортодоксального иудаизма и других течений этой религии, но также светской израильской и еврейской жизни.

Моя статья в "Независимой газете"

Михаэль Дорфман  "Хозяева божьей искры"

* * *
...Некоторые скажут, что пришли голосовать потому, что раввин велел. Потому, что объявили голосование религиозным заветом-мицвой. На самом деле все сложнее. Голосование – это действительно завет, но это и право, одно из самых основных в демократическом обществе...

Богобоязненные матери Израиля вышли на выборы

* * *
* * *

Previous · Next